Эскорт-услуги в Москве от Queens Palace


GOUSPO студенческий портал!

форум, учебники, лекции, и многое другое

Мар

31

Системы «клиент — сервер»

Автор: admin

1. Системы клиент – сервер.

По мере развития представлений о распреде­ленных вычислительных процессах и процессах обработки дан­ных складывается концепция архитектуры «клиент — сервер» обобщенное представление о взаимодействии двух компонент информационной технологии (технического и/или программного обеспечения) в вычислительных системах и сетях, среди кото­рых логически или физически могут быть выделены:

-        активная сторона (источник запросов, клиент);

-        пассивная сторона (сервер, обслуживание запросов, источ­ник ответов).

В табл. приведены примеры реализации данного принципа.

Архитектура «клиент — сервер» (примеры)

Система Клиент Сервер
Вычислительная сеть Терминал Хост-машина
Локальная сеть (технология FS -файл-сервер) Компьютер пользователя Файловый сервер
Телекоммуникационные программы Эмуляция терминала Эмуляция хоста (BBS)
Norton Commander Link Master-ПК Slave-ПК
Операционная система Unix Программа/системный вы­зов/ядро Ядро/драйвер/устройство
RP Программа RP Программа-демон (рези­дентный драйвер) FTPD
Telnet Программа Telnet Программа Telnetd
Система информационного поискаWAIS WinWAIS Серверы WAIS
Электронная почта mail, elm, Eudora, bml Почтовые серверы
WWW-технологии Web-браузеры NCSA Mosaic, Arena Web-серверы: NCSA HTTPD, WinHTTPD, Rally, Apachie

Взаимодействие «клиент — сервер» в сети осуществляется в соответствии с определенным стандартом, или протоколом, — совокупностью соглашений об установлении/прекращении связи и обмене информацией.

Обычно клиент и сервер работают в рамках единого прото­кола (рис. а) Telnet, FTP, Gopher, HTTP и пр., однако в связи с недостаточностью такого подхода появляются мульти­протокольные клиенты и серверы (рис. б), например — брау­зер Netscape Navigator. Наконец, появляются серверные прило­жения (брокеры, роботы), которые устанавливаются между разнопротокольными компонентами (рис. в) и осуществляют трансформацию протоколов.

2. Разновидности функциональных структур клиент – сервер.

Компьютер (процесс), управляющий тем или иным ресур­сом, является сервером этого ресурса, а компьютер, пользующий­ся им, —клиентом.

Каждый конкретный сервер определяется видом того ресур­са, которым он владеет. Например, назначением сервера баз данных является обслуживание запросов клиентов, связанных с обработкой данных; файловый сервер, или файл-сервер, распоря­жается файловой системой и т. д.

Этот принцип распространяется и на взаимодействие про­грамм. Программа, выполняющая предоставление соответствую­щего набора услуг, рассматривается в качестве сервера, а про­граммы, пользующиеся этими услугами, принято называть кли­ентами. Программы имеют распределенный характер, т. е. одна часть функций прикладной программы реализуется в програм­ме-клиенте, а другая — в программе-сервере, а для их взаимо­действия определяется некоторый протокол.

Рассмотрим эти функции. Один из основных принципов тех­нологии «клиент — сервер» заключается в разделении функций стандартного интерактивного (диалогового) приложения на че­тыре группы, имеющие различную природу.

Первая группа. Это функции ввода и отображения данных.

Вторая группа объединяет чисто прикладные функции, характерные для данной предметной области (например, для банковской системы — открытие счета, перевод денег с одного счета на другой и т. д.).

Третья группа фундаментальные функции хранения и управления информационно-вычислительными ресурсами (базами данных, файловыми системами и т. д.).

Четвертая группа - служебные функции, осуществляющие связь между функциями первых трех групп.

В соответствии с этим в любом приложении выделяются следующие логические компоненты:

•   компонент представления (presentation), реализующий функ­ции первой группы;

•  прикладной компонент (business application), поддерживаю­щий функции второй группы;

•  компонент доступа к информационным ресурсам (resource manager), поддерживающий функции третьей группы, а так­же вводятся и уточняются соглашения о способах их взаи­модействия (протокол взаимодействия).

Различия в реализации технологии «клиент — сервер» определяются следующими факторами:

•  виды программного обеспечения, в которые интегрирован каждый из этих компонентов;

•  механизмы программного обеспечения, используемые для реализации функций всех трех групп;

•  способы  распределения  логических  компонентов  между компьютерами в сети;

•  механизмы, используемые для связи компонентов между собой.

Выделяются четыре подхода, реализованные в следующих технологиях:

•  файловый сервер (File Server — FS);

•  доступ к удаленным данным (Remote Data Access — RDA);

•  сервер баз данных (Data Base Server — DBS);

•  сервер приложений (Application Server — AS).

3. Файловый сервер (FS)

Этот подход является базовым для локальных сетей ПК. Один из компьютеров в сети назначается файловым сервером и предоставляет другим компьютерам услуги по обработке файлов.

Файловый сервер работает под управлением сетевой операцион­ной системы и играет роль компонента доступа к информацион­ным ресурсам (т. е. к файлам). На других ПК в сети функциони­рует приложение, в кодах которого совмещены компонент пред­ставления и прикладной компонент (рис).

Протокол обмена при такой схеме представляет собой набор вызовов, обеспечивающих приложению доступ к файловой сис­теме на файл-сервере.

К недостаткам данной технологии относится низкий сетевой трафик (передача множества файлов, необходимых приложе­нию), небольшое количество операций манипуляции с данными (файлами), отсутствие адекватных средств безопасности доступа к данным (защита только на уровне файловой системы) и т. д.

4. Доступ к удаленным данным

Доступ к удаленным данным (RDA) существенно отличается от FS методом доступа к информационным ресурсам. В данной технологии программы компонента представления и прикладного компонента совмещены и выполняются на компьютере клиенте. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается оператора­ми специального языка (например, языка запросов SQL, если речь идет о базах данных) или вызовами функций специальной библиотеки (если имеется специальный интерфейс прикладного программирования API).

Запросы к информационным ресурсам направляются по сети удаленному компьютеру, который обрабатывает и выполняет их, возвращая клиенту блоки данных.

Достоинство RDA заключается в унификации интерфейса «клиент — сервер» в виде языка запросов и широком выборе средств разработки приложений. К недостаткам можно отнести существенную загрузку сети при взаимодействии клиента и сер­вера посредством запросов; невозможность администрирования приложений в RDA, так как в одной программе совмещаются различные по своей природе функции (представления и при­кладные).

Технологии RDA и DBS опираются на двухзвенную схему разделения функций:

•  в RDA прикладные функции отданы программе-клиенту (прикладной  компонент  комбинируется  с  компонентом представления);

•  в DBS ответственность за их выполнение берет на себя ядро СУБД (прикладной компонент интегрируется в ком­понент, доступа к информационным ресурсам).

В AS реализована трехзвенная схема разделения функций. Здесь прикладной компонент выделен как важнейший изолиро­ванный элемент приложения. Сравнивая модели, можно заклю­чить, что AS обладает наибольшей гибкостью и имеет универ­сальный характер.

Ваш отзыв


шесть 4 =