Эскорт-услуги в Москве от Queens Palace


GOUSPO студенческий портал!

форум, учебники, лекции, и многое другое

Мар

31

Терминалы и телекоммуникационные программы

Автор: admin

Терминалы и телекоммуникационные программы

Понятие терминала (DTE — оконечное оборудование данных) в соответствии с телекоммуникационными стандартами носится к сочетанию устройств ввода и вывода информации (например, сканер и принтер и т. п.), однако чаще всего под терми­налом понимается оконечное устройство ЭВМ, предназначенное для диалога «человек — машина». (Узкоспециализированные устройства — банкоматы, кассовые аппараты со сканерами штрих-кода — здесь не рассматриваются.)

Терминалы — диалоговые или интерактивные устройства, предназначенные для ввода/вывода небольших количеств информации, первоначально с целью управления вычислительным процессом и наблюдения за его ходом, а в дальнейшем — также для ввода и вывода исходных данных и результатов работы программ.  Первоначально в качестве терминалов ЭВМ использовались механические устройства, заимствованные из смежных технологий (связь и оргтехника) телетайпы (ТА-67 и др.), телеграфные аппараты (СТА-2М), электрические пишущие машинки (ПМ типа CONSUL). Это был довольно длительный период, в течение которого сложились определенные стандарты, приемы работы опера­тора и протоколы ввода/вывода и интерпретации данных.

Низкие скорость обмена информацией с ЭВМ и надежность  механических терминалов, а также трудности с исправлением информации (редактированием) ограничивали их применимость и, в частности, делали бессмысленным их использование поль­зователями-программистами для отладки программ и прочих ма­нипуляций. В ранних версиях операционной системы OS/360 и других систем того времени единственный механический терми­нал устанавливался в машинном зале и предназначался для опе­ратора ЭВМ. Это устройство получило название консоль.

Терминалы и телекоммуникационные программы

Появление в начале 1970-х гг. электронных терминалов, спе­циально разработанных для использования с ЭВМ, привело к настоящему перевороту в применении машин, существенно при­близив все типы пользователей к вычислительному процессу, облегчив разработку и отладку программ, а также эксплуатацию автоматизированных систем.

Ранние модели видеотерминалов (ВТ) не были избавлены от наследия ПМ — построчный ввод и исправление ошибок, про­кручивание экрана наподобие бумажной ленты (scrolling) и, са­мое главное, — символьный (алфавитно-цифровой) характер вы­водимой информации, хотя, как это хорошо известно из опыта телевидения, никаких технических ограничений на доступ к эле­ментам данных экран (в отличие от каретки ПМ) не имеет.

Более совершенные ВТ, разработанные в 80-е гг. (IBM-3270, VT-100), во многом определили современное состояние уст­ройств:

•  появились возможности прямого доступа к информации на экране (для ввода и корректировки);

•  на клавиатуре добавились функциональные клавиши <pf n>, <Fn>, реакция на которые определялась программой, рабо­тающей с ВТ;

•  добавлены клавиши редактирования — <Del>, <lns>;

•  появляются  клавиши управления курсором  (для выбора места на экране);

•  добавлена управляющая клавиша <Control>, модифици­рующая вводимый код при одновременном нажатии с сим­вольной клавишей и т. п.

Терминал ПЭВМ в отличие от старинных ВТ базируется на графическом выводе информации (в растровой форме) на экран, что дает возможность отображать не только обычную символь­ную информацию, но и квазисимвольную (элементы электрон­ных схем, шахматные фигуры, редкие алфавиты). Наконец, на подобный ВТ может быть выведена произвольная растровая ин­формация. Терминалы ПЭВМ (относящиеся к так называемым ANSI-терминалам) по мере развития технических средств пре­терпели ряд изменений: у них улучшилась разрешающая способ­ность (количество точек-пикселей на экране), увеличились чис­ло уровней яркости и количество отображаемых оттенков цвета. Это бьшо достигнуто не столько за счет усовершенствования «телевизора», сколько путем разработки новых контроллеров (управляющих карт или адаптеров).

Работа в режиме «терминал — удаленный хост» — основное способ взаимодействия пользователей в сетях (в том числе и между собой), поскольку в сети сосуществуют компьютеры многих поколений, рассчитанные на различные типы терминалов, пользователь должен распознавать тип терминала хоста и настраиваться на него.

Тип терминала

Под типом терминала понимается возможность устройства распознавать те или иные управляющие символы (дополняющие текстовые символы и встречающиеся в передаваемой информации). Наиболее распространены следующие типы терминалов:

•  TTY — телетайп;

•  ANSI — американский национальный стандарт;

•  VT-52,  VT-100   —  терминалы  фирмы   Digital  Equipment! Corporation (США);

•  IBM-3270 — терминал фирмы IBM (США).

В ряде телекоммуникационных программ могут встретиться также другие типы: ANSI-BBS, CompuServe, Bix, Avatar, HEX и пр.

Терминал TTY восходит к телетайпам и электрическим ПМ, которые были первыми оконечными устройствами ЭВМ, ориентированными на построчный ввод команд и вывод текстов. Терминал TTY является символьным, он не позволяет управлять цветом экрана и позиционировать курсор в заданном месте экрана. TTY распознает следующие управляющие символы: воз­врат каретки; перевод строки; вертикальная табуляция; горизон­тальная табуляция; новая страница (очистка экрана и перевод курсора в левый верхний угол).

Терминалы ANSI более универсальны, являются графически­ми, поддерживают положение курсора, цвет символов и фона. Управление курсором осуществляется Esc-последовательностями; поскольку передача управляющих символов занимает опре­деленное время, при работе в этом режиме скорость взаимодей­ствия замедляется.

Типы VT-52 и VT-100 имеют дополнительные возможности по управлению экраном и распечатке копии экрана, а также по ис­пользованию функциональных клавиш и клавиш управления кур­сором под управлением хост-машины. VT-100 является ANSI-со­вместимым и может в ряде случаев заменять ANSI-терминал.

Телекоммуникационные программы (ТКП, терминальты)

Телекоммуникационные программы могут быть разделены на следующие основные уровни:

1) поддержка функций терминала (NC, Windows 3.1);

2) поддержка функций терминала и функций хоста в непол­ном размере (Telix, Procom, COMIT);

3) поддержка функций хоста в полном  размере  (станции BBS — RemoteAcess, Maximus и пр.).

При этом ТКП более высокого уровня включают функции более низкого уровня.

Простейшие функции терминала реализованы в программных оболочках типа Norton Commander, Windows и др. и вызываются путем выбора опции Terminal Emulation:

выбор   последовательного   порта   (СОМn)   и  установление формата (data, parity, stop) и скорости передачи данных (baud);

•  создание и ведение списка абонентов (Dialing Directory), ка­ждая строка которого содержит имя, телефон абонента, фор­мат, скорость передачи, тип модема и другие особенности абонента, отличающие его от общих установок;

•  выбор типа терминала (ANSI, TTY и пр.);

•  инициализация модема (установка режима набора, дли­тельности пауз, числа звонков, времени ожидания ответа, числа попыток набора номера и пр.);

•  назначение функциональным клавишам <Fn> макрокоманд или скриптов;

•  прямой ввод команд управления модемом;

•  прием (импорт, Download) и передача (экспорт, Upload) файлов с указанием (предварительной настройкой) разделов и директорий жесткого диска, где размещены или куда должны быть помещены файлы, а также протокола передачи файлов.

ТКП промежуточного уровня, которые, во-первых, обычно поддерживают большее количество типов терминалов, протоколов передачи файлов, протоколов сжатия и коррекции ошибок, и во-вторых, имеют дополнительный инструментарий, расши­ряющий возможности автономной работы:

•  работа с несколькими СОМ-портами одновременно, тем самым осуществляется коммуникация по нескольким теле­фонным номерам(модемный пул);

ведение журнала онлайновой сессии с возможностью его последующей распечатки и просмотра;

•  тестирование оборудования в целом, портов и модемов, проверка типа и возможностей, набора команд и пр.;

•  наличие редактора для подготовки сообщений или файлов;

•  выход в DOS для выполнения команд или программ;

•  поддержка нескольких списков абонентов, поиск в них по различным ключам, программирование последовательно­сти автоматического вызова абонентов;

•  режим  помощи  (подсказки)  контекстной  или  гипертек­стовой;

•  настройка  и   вызов  режима  хост-машины   (ограничение прав доступа к файлам, настройка на модемы и протоколы вызывающего абонента/терминала).

Режим хост-ЭВМ (способность ответа и обслуживания вхо­дящих вызовов) является основным отличием ТКП от простей­ших программ и имеет следующие особенности (на примере ТКП Telemate):

•  оператор хост-ЭВМ создает и поддерживает список удален­ных пользователей в режиме эмуляции терминала (файл comit.usr), в котором хранятся имя, пароль, уровень до­ступа пользователя (0 — доступ только к директориям send и receive на хост-машине, 1 — доступ ко всем дискам, 2 — права системного оператора как оператора хоста — sysOp);

•  пользователь терминала связывается с хостом с использо­ванием любых ТКП (в том числе простейших);

•  после регистрации (набор имени и пароля) пользователь получает доступ к следующему меню действий:

[F] ile directory — просмотр оглавления всех или неко­торых разделов и дисков на хост-машине;

[D] ownload — импорт файла с хоста (директория SEND);

[U] pload — экспорт файла на хост (в директорию receive);

[С] hat — обмен сообщениями операторов хоста и терминала;

[G] oodbye — конец связи.

Команды U и D, связанные с обменом файлами, выводят на экран подменю с указанием доступных протоколов передачи файлов.

Хост-системы предназначены для поддержки взаимодействия совокупности (удаленных) пользователей с общими информационными ресурсами (файлами, базами данных, библиотеками) и обмена информацией между ними в различных режима (электронная почта, телеконференции и семинары, магазин, биржа и пр.). Ранее, в эпоху больших ЭВМ, когда режим «хост — удаленный терминал» являлся единственным режимом разделенного доступа к вычислительным и информационным ресурсам, функции хост-системы принимала на себя операционная система центральной ЭВМ (иногда расширенная программными оболочками, обслуживающими терминалы пользователя). При этом вся программная активность сосредоточивалась на хост-машине, а терминал представлял собой простую «железку»](dumb terminal).

Ваш отзыв


× четыре = 36